ПОКАЗАТЕЛИ СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ОКСИГЕНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ

16 Oct 2014

УДК 616.216.42

А.Д. Соколов, З.С. Абишева, Т.А. Жумакова, Д. Рузиев, Н. Бабадзе

КазНМУ имени С.Ж.Асфендиярова

Кафедра нормальной физиологии и модуль валеологии

 

 

В этой  работе приведены данные о влиянии психо-эмоциональных нагрузок на показателисердечно-сосудистый системы и степень насыщения крови кислородом. Увеличение показателей артериального кровяного давления и частоты сердечных сокращений свидетельствуют об общей активизации  симпатической нервной системы.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, частота сердечных сокращений, пульс, систолическое давление, диастолическое давление, пульсовое давление, оксигенизация, психо-эмоциональные нагрузки.

 

Актуальность: Состояние здоровья студентов вузов привлекает все большее внимание специалистов различных областей медицины[1]. Это обусловлено ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. Среди проблем, связанных с охраной здоровья студентов, значительное место занимают нервно – психические расстройства. При сравнении психического здоровья различных групп населения оказалось, что в отношении студенчества эта проблема наиболее актуальна [2]. Напряженный темп жизни и учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам.

Цель нашей работы: исследования зависимости работы сердечно – сосудистой системы и оксигенизации крови у студентов от степени психо-эмоционального напряжения.

Поставленные задачи: измерение у студентов систолического и диастолического и пульсового давления, частоты пульса  и степени насыщения крови кислородом.

Для решения поставленной задачи, мы использовали следующие методы:

  • измерение у студентов систолического и диастолического, пульсового давления
  • измерение у студентов пульса с помощью пульсооксиметра
  • измерение степени насыщения крови кислородом с помощью пульсооксиметра.

Все эти показатели измерялись одновременно.Изучение влияния психо – эмоциональной нагрузки на частоту пульса, артериальное давление, оксигенацию проводилось во время практических занятий. Исследование проводили до, во время и после устного опроса по теме занятия. Психо – эмоциональное напряжение систолического давления до занятий у студентов было от 90 до 120 мм.рт.ст, диастолическое давление — от 50 до 80 мм. рт.ст, систолическое давление во время занятий достигло от 90 до 140 мм.рт.ст, а диастолическое давление – от 60 до 90 мм.рт.ст, систолического давление у студентов после занятий унормализовалось от 90 до 120 мм.рт.ст, а диастолическое давление – от 50 до 80 мм. рт.ст. Пульсовое давление до начала опроса равнялась до 35-40 мм.рт.ст., а во время опроса величина пульсового давления повышалась до 50-55 мл.рт.ст., в основном это происходило за счет повышения систолического давления. Обнаружена межиндивидуальная вариабельность стрессовой реакции и выявлены личностные особенности, определяющие вариабельность. У студентов, занимающихся на «отлично» частота сердечных сокращений увеличивалась до 120 ударов в 1 минуту, у студентов стабильно получавших удовлетворительные оценки, пульс нарастал до 85-90 ударов в 1 минуту.  У большинства студентов повышалась частота пульса, различавшаяся по степени выраженности, достигая до 120 ударов в минуту. Оксигенация крови кислородом увеличилась с 98% до 100%. Опрос теоритического материала показала высокую степень мобилизации сердечно – сосудистой системы для обеспечения высокого умственного напряжения. Показатели работы сердечно – сосудистой системы нарастали в зависимости от индивидуальной ответственности студентов за конечный результат, то есть за оценку [3]. Наиболее часто повышались показатели давления и пульса у студентов, получивших          « отлично » и «хорошо» — 32 % и «удовлетворительно» — 19,8%. Увеличение показателей работы сердечно-сосудистой системы при психо-эмоциональных нагрузках отражает общую активацию симпатической нервной системы.

В условиях стресса происходят изменения эндокринного статуса, метаболизма, а также развитие острофазной реакции. Физиологический смысл этих явлений на ранних стадиях развития стрессовой реакции направлен на поддержание функций жизненноважных органов и систем путем повышения доступности энергоресурсов, регуляции регионального кровотока, активации ферментов клеточного метаболизма и других факторов биологической адаптации. Ключевым механизмом в реализации этих событий является внутриклеточное накопление кальция. В кардиомиоцитах (клетках сердечной мышцы) кальций накапливается уже в первые минуты развития стрессовой реакции. С действием этого фактора связаны такие проявления со стороны сердечно-сосудистой системы, как тахикардия и гипертензия, усиливается сокращение мышечных волокон, синтез белков, а соответственно – обновление и рост клеточных структур.

`Посредством кальцийзависимых механизмов гормоны стресса (катехоламины) активируют ферменты, такие как липазы, фосфолипазы, и увеличивают интенсивность свободнорадикального окисления липидов[4]. В результате изменяется организация мембранных структур клеток. В умеренной степени эти изменения обеспечивают расслабление миокарда и соответственно адаптацию сердца к действию катехоламинов (адреналина, норадреналина). Вместе с тем эти процессы могут оказывать повреждающее воздействие в результате повышения проницаемости клеточных мембран для ионов, в частности мембран саркоплазматического ретикулумакардиомиоцитов для ионов кальция, усиливая его кардиотоксический эффект.

Катехоламины обеспечивают симпатическую вазодилатацию за счет стимуляции В-адренорецепторов (которые преобладают в сосудах сердца)  и обеспечивают хорошую адаптацию коронарного кровотока к повышенным нагрузкам[5]. Однако при длительном стрессе постепенно происходит десенситизацияβ-рецепторов. В этих условиях на первый план выходят вазоконстрикторные влияния, реализующиеся за счет α-адренорецепторов.

Существует множество методов борьбы со стрессом. Можно предложить лишь некоторые, к которым может прибегнуть любой студенти преподаватель.

  1. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.
  2. Создание доброжелательной обстановки на занятиях.
  3. Спокойная, конструктивная оценка каждого ответа.
  4. Показать медицинскую значимость вопросов, разбираемых на занятиях.
  5. Общение с друзьями.
  6. Хорошим лекарством от стресса является смех. Преподаватель должен временами шутит. Смех тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме вырабатываются гормоны, только стрессовые гормоны: адреналин и кортизол.
  7. Преподаватель должен интересоваться, почему студент не подготовлен к занятию и как студент проводит свободное время.

8.Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.

Таким образом, стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

 

Список литературы

  • Геворкян Э.С. Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке. Гигиена и санитария 2005 г. №5стр.55-57.
  • Kawai T. Gene expression signature in peripheral blood ceels from medical students exposed to chronic psychological stress. Biol.psychol, — №3. — Р.147-155.
  • Лычкова А.Э. Механизмы синергизма отделов вегетативной нервной системы. Успехи физиологических наук, 2006. — №1. — С. 50-67.
  • Murakami H. Ynfluence of attention manipulation on emotion and autonomic pesponses. Percept mot.skills, 2007. — № 1. — Р. 299-308.
  • Украинцева Ю.В. Психофизиологическая характеристикалиц с различной стрессустойчивостью. Успехи физиологических наук, 2006. — №2. — С. 19-40.

 

 

 

 

А.Д. Соколов, З.С. Абишева, Т.А. Жумакова, Д. Рузиев, Н. Бабадзе

Психо-эмоционалдық жүктемелер кезіндегі студенттердің жүрек-қан тамыр жүйесінің және қанның оксигенизациялық  көрсеткіштері

 

Түйін: Бұл мақалада студенттердің жүрек қан тамыр жүйесінің көрсеткіштеріне және қанның оттегіне қанығуына психо-эмоционалдық жүктемелердің әсері көрсетілген. Артериалық қан қысымының көрсеткіштерінің, жүрек жирылу жиілігінің және қанның оксигенизациясының жоғарлауы симпатикалық жүйке жүйесінің белсенділігінің жоғарлауына байланысты.

 

 

A.D. Sokolov, Z.S. Abisheva, T.A. Zhumakova, D. Ruziyev, N. Babadze

INDICATORS WARMLY – VASCULAR SYSTEM AND OKSIGENIZATION AT STUDENTS AT PSYCHOEMOTIONAL LOADINGS

 

Resume: Data on influence of psycho-emotional loadings are provided in this work on indicators cardiovascular systems and on extent of saturation of blood by oxygen. The increase in indicators of arterial krovenny pressure and frequency of warm reductions testify to the general activization of sympathetic nervous system.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ