28 Sep 2012
Г.Б. Абасова, Г.А. Диханбаева, А. Абдихадирова
Международный Казахско – Турецкий университет им. Х.А.Ясави,
Кафедра неврологии, психиатрии и наркологии, г.Шымкент
Изучены характер и особенности тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1,4,6 курсов высшего учебного медицинского заведения, средняя величина которых составила 79%, разработаны научно-обоснованные практические рекомендации.
Ключевые слова: тревожно-депрессивные расстройства, студенты, рекомендации.
МЕДИЦИНАЛЫҚ ЖОҒАРҒЫ ОҚУ ОРЫНДАРЫНДАҒЫ СТУДЕНТТЕРДІҢ МАЗАСЫЗ-ДЕПРЕССИВТІК АУЫҚУ МӘСЕЛЕСІ
Г.Б. Абасова, Г.А. Диханбаева, А. Абдихадирова
Х.А.Ясауи атындағы Халықаралық Қазақ–Түрік университет, неврология, психиатрия және наркология кафедрасы, Шымкент қ.
1,4,6 курстар жоғарғы оқу медициналық мекеме студенттердің үрейлі – депрессивті бұзылыстардың зерттеген, орта мөлшері 79%, ғылыми – тәжірибелік ұсыныстар жасалынып құрастырылды.
Түйінді сөздер: үрейлі – депрессивті бұзылыстар, студенттер, ұсыныстар.
PROBLEM OF ANXIETY AND DEPRESSION AMONG STUDENTS OF HIGHER MEDICAL INSTITUTION
G.B. Abasova, G.A. Dikhanbayeva, A. Abdikhadirova
International Kazakh-Turkish University n.a. H.A.Yasavi,
Department of Neurology, Psychiatry and Narcology, Shymkent
Revealled and studied nature and particularities is alarmed- depreshin frustration beside student 1,4,6 courses of the high scholastic medical institution, which average value has formed 79 %, designed scientifically – motivated practical recommendations.
Keywords: alarmed- depreshin frustration, student, recommendations.
В современных условиях получение образования в высших учебных заведениях (ВУЗ) можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному: с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима [1,2].
Это приводит к психической дезадаптации в молодом возрасте и сопровождается тревожными и депрессивными расстройствами у студентов ВУЗов. Одной из частых причин суицида среди молодежи является депрессия.
Депрессия – серьезное эмоциональное расстройство, которое характеризуется устойчивым состоянием грустного и раздражительного настроения, потерей интереса и удовольствия в жизни. Депрессия часто сопровождается тревогой, а также рядом дополнительных симптомов, таких как снижение аппетита, нарушением сна, снижением уровня активности и концентрации внимания, а также плохим самочувствием [2,3].
В современном обществе особую значимость приобретает задача сохранения здоровья студенческой молодежи, которая является “зоной роста” любого общества, в то же время представляет одну из самых уязвимых групп населения в связи со стрессами, сопровождающими этот период жизни [3,4].
Психоэмоциональные нарушения в молодом возрасте, в частности, тревожно-депрессивные расстройства, оказывают непосредственное влияние на учебную и общественную жизнь студентов, а также на сферу их личной жизни и ведут к значительной социальной дезадаптации, что требует тщательного подхода медико-социальных служб к их выявлению, лечению и профилактике [4,5].
Целью нашего научного исследования явилось выявление особенностей тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1,4,6 курсов высшего учебного медицинского заведения с разработкой научно-обоснованных практических рекомендаций.
Материалы и методы исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами были проанкетированы 148 студентов 1,4,6 курсов учебно – клинической базы Международного Казахско – Турецкого университета МКТУ им. Х.А.Ясави и Южно – Казахстанской государственной фармацевтической академии. В исследовании были использованы следующие методики: 1. Самоопросник Депрессии Бека (Beck Depression Inventory), который позволяет прицельно оценивать не только тяжесть депрессии в целом, но и выраженность отдельных ее симптомов. 2. Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale), является инструментом для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги. 3. Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (Teilors’ Manifest Anxiety Scale) предназначена для измерения уровня тревожности.
Результаты научно-исследовательской работы. Сравнительный анализ средних величин тревожно-депрессивных расстройств показал преобладание этих нарушении у студентов 1 курса (93%), по сравнению с 4 курсом (78%) и 6 курсом (65%).Полученная в исследовании средняя величина тревожно-депрессивных расстройств у студентов медицинского ВУЗа составляет 79%. Можно предположить, что большое количество студентов в ВУЗе находятся в депрессивном состоянии или под влиянием риска депрессии, но не осознают своего состояния. Что можно объяснить очень высокими требованиями к учебному процессу у студентов высшего медицинского ВУЗа.
У студентов I курса по сравнению с IV,VI курсами выявлен высокий процент как депрессивных так и тревожных расстройств в среднем 93%, что объясняется реакцией периода адаптации на смену образа жизни, повышением умственных, эмоциональных и физических нагрузок.
Выводы. 1. На основании полученных результатов научно-исследовательской работы встает необходимость оказания психологической помощи студентам медицинских ВУЗов, а особенно студентам I-го курса. 2. Для снижения роста и негативных последствий депрессии в стране, а также в студенческой среде, на наш взгляд, следует разработать, на государственном уровне, комплекс психогигиенических и профилактических мероприятий, в которых должны принять участие, в первую очередь, ВУЗовские преподаватели, социальные психологи, клинические психологи, психиатры а также средства массовой информации.
Рекомендации. 1. Для динамического мониторирования психоэмоционального статуса студентов ВУЗов рекомендуется периодическое анкетирование студентов по шкалам тревоги и депрессии Бека, Тейлора и Госпитальной шкале, которые являются очень информатированными и малозатратными. 2. Рекомендуется организация на базе ВУЗов кабинетов «психологической разгрузки», кабинетов психолога для оказания высококвалифицированной психологической помощи студентам. 3. Рекомендуется проведение регулярных обучающих и профилактических психологических тренингов для студентов ВУЗов. 4. Рекомендуется при разработке расписания занятий для студентов I курса использование индивидуального подхода, с удлинением времени перерыва между занятиями и времени на обеденный перерыв. 5. Рекомендуется активизировать культурно-творческую работу среди студентов с активным проведением КВНов и других юмористических, эстетических мероприятий (выставка картин студентов, постановка спектаклей, концертов). 6. Рекомендуется пропаганда здорового питания среди студентов ВУЗов (придерживаться рационального, сбалансированного питания, включающего: фрукты, овощи, зелень, «антистрессовые» продукты).
Литература:
1. Александров А.А. Принципы терапии депрессии // Вестник БПА, №12, 2007, с. 45 – 55.
2. Goldberg J. Spontaneons depression. // Am. J. Psychiatry. – 2001. Vol. 158, P. 124 – 126.
3. Костюкова Е.Г., Мосолов С.Н. Современные подходы к диагностике, лечению и профилактике депрессии. // Социальная и клиническая психиатрия, 2003, №4, с. 106 – 114.
4. Malhi G.S., Mitchell P.B., Salim depression: management options // CNS Drugs. – 2003. 17 (1): 9 – 25.
5. Смулевич А.Б. Депрессии в общемедицинской практике. М.: Издательство «Берег», 2000. – 160 с.
*****
УДК 616. 832 – 009.54