МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СТУДЕНТА КАЗНМУ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

21 Jan 2014

УДК 61:001.86:057.875

 

К.А.ТУЛЕБАЕВ, Л.С.ШЫНГЫСБАЕВ, М.Т.СУЛТАНОВА

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова, г.Алматы

 

В статье  отражены новые подходы в воспитательном процессе в свете  компетентностно-ориентированного   обучения.

В ней говорится об активном участии  вуза в процесс становления личности студента.  Воспитание  должно интегрироваться в  общий процесс обучения. Речь идет о формировании личности будущего специалиста-врача обладающей высокой общей и профессиональной  культурой имеющий Обозначены перспективы.

Ключевые слова: воспитание, модель, гуманизм, патриотизм.

 

 

Участие Казахстана в Болонском процессе предполагает нацеленность на повышение качества образования, создание общеевропейского образовательного пространства, позволяющего повысить мобильность специалистов на рынке труда, их конкурентноспособность, выработку согласованных критериев взаимного признания дипломов, общих подходов  к содержанию, повышению качества обучения и воспитания[1]. За последние годы в Казахстане активно проводится  работа по оптимизации высших учебных заведений. Задача оптимизации вузов, поставленная Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым,  должна решить главный вопрос – повышения качества казахстанского образования до уровня мировых стандартов[2]. На сегодняшний день назрела необходимость подготовки специалиста, имеющего качественно новую  фундаментальную и профессиональную подготовку и вместе с ним  воспитанного в духе лучших достижений отечественной и мировой науки, культуры и здравоохранения. В новых условиях  получения образования студентам предстоит учиться, перестроить подходы к приобретению ими знаний и ключевых компетенций с последующим применением их в практической деятельности. Необходимо  формирование и развитие гуманной, интеллектуальной, поликультурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению профессии врача, соответствующие международным образовательным  стандартам и занимать ведущее место в культурном авангарде общества.

Обществу и работодателям  сегодня  нужны  компетентные,  нравственные, предприимчивые молодые люди, имеющие активную жизненную позицию, обладающие лидерскими  качествами, гибким мышлением, готовые к международному сотрудничеству.

Стратегия  воспитательной работы в университете ориентирована на активное участие вуза в процессе становления личности студента. Воспитательный процесс в университете интегрирован в общий процесс обучения и развития. Основными составляющими является: организация самой  внутривузовской  среды, стимулирование студенческого самоуправления не только в сфере учебы и научной деятельности, также в организации досуга.

Для этого в нашем университете  делается  очень многое. Вначале  был только Комитет по делам молодежи,  после отдел по воспитательной работе, в прошлом учебном  году  были созданы:  вначале Управление по социально-воспитательной работе, затем  Департамент развития социально-культурных компетенций студентов. Все эти структуры нацелены на формирование у студентов  важных социально-значимых качеств. С вхождением в Болонский процесс в университете была  разработана «Модель медицинского образования», где определены  следующие основные 5 компетенций   образовательного процесса, это – знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовые компетенций, самосовершенствование студента [3].

В ходе реализации этой модели появилась необходимость в более детальном подходе к пятой компетенции, студент самосовершенствуется  не только в профессиональном плане, но должен саморазвиваться  как личность.

Для этого  была разработана  «Модель формирования и развития  личностного  роста  выпускника  КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова», где обозначены основные  качества (ориентиры), которыми  необходимо овладеть студенту  в процессе обучения, а также определены методы ее реализации.

Среди  социальных ориентиров формирования студента, как личности на первый план выходят следующие ценностные ориентиры: гуманизм, патриотизм, толерантность, высокая культура и лидерство.

Одним из основных является  – гуманизм.  Ведь мы  обучаем  прежде всего врачей.  Врач-гуманист,  рассматривает  человека и его здоровье как величайшую ценность общества и умеет  применить полученные  знания и умения  по отношению к каждому пациенту. Проявлениями гуманизма являются милосердие и доброта, т.е. проявление сострадания, отзывчивость, бескорыстная готовность откликнуться и помочь на зов и проблемы окружающих, любовь и внимание к человеку. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой врача, принципами гуманизма и милосердия, постулатами мирового сообщества врачебной этики и деонтологии. Для реализации этого качества наши студенты  уже на  начальных курсах работают в хосписе, посещают школы-интернаты с детьми с ограниченными возможностями, дома престарелых. С этими учреждениями заключаются договора и в течение года студенты согласно   графика  посещают их и оказывают помощь людям, которые в них нуждаются. Кроме этого студенты сами занимаются волонтерской деятельностью, а также участвуют в различных акциях.

Врач обязан  всегда принимать и понимать своего пациента независимо от его этнической принадлежности  и религиозных убеждений. Уважительно и бережно относиться  к традициям и культуре, искусству и религии народов, проживающих в многонациональном Казахстане, вырабатывать в себе стойкий иммунитет к деструктивным религиозным течениям, проявлять сдержанность и толерантность в дестабилизирующих   ситуациях. Президент Н.Назарбаев подчеркивает, что нужно учить многонациональную молодежь идентифицировать себя с историей Казахстана, важнейшими ценностями предыдущих поколений[2]. Студенческая молодежь это в будущем основа политической, экономической и научной элиты общества. Как никогда раньше должны осознавать свою историческую, культурную, национальную и духовную принадлежность Родине, выполнению патриотического долга. «Поликультурное воспитание в вузе предполагает обращение к истокам народной педагогики,  кладезю мудрости, запаснику педагогической мысли и нравственного здоровья, основанному на этнической культуре, базирующейся на системе ценностей, формирующейся посредством народных традиций, обычаев, обрядов, способов мировосприятия, сохраняющихся и передающихся от поколения к поколению, составляющих уникальный вклад каждой нации в общечеловеческую цивилизацию, образующих общечеловеческие ценности»[4].  Важнейшей частью воспитания в нашем университете являются традиции, опираясь на которые мы движемся вперед. Традиции отражают дух, ценности и мечты людей, получивших путевку в жизнь в стенах нашего университета. Беречь и развивать их – долг будущего врача. Мы на примере наших известных ученых-медиков, внесших неоценимый вклад в медицину воспитываем молодое поколение. Они обучаются в именных аудиториях и корпусах. Для них функционируют «Аллея героев», «Tabula Prima», «Аллея жизни», Центр военно-патриотического воспитания имени Бауыржана Момыш-улы, площадь Гиппократа и многое другое.

В университете обучаются студенты из 17 стран,  34 национальностей. Для сплочения студенчества, для увеличения их корпоративного духа в университете проводятся такие мероприятия как: «Дни Университета»,  «Этнофестиваль», « Екі Жұлдыз» ,»Наурыз» и многое другое

Сегодня быть хорошим специалистом намного труднее, чем несколько десятилетий назад. «В национальном проекте «Интеллектуальная нация – 2020» Президент РК Н.А.Назарбаев выделяет в качестве одного из основных направлений его реализации духовно-нравственное воспитание молодёжи, формирование системы ценностей, в основе которой лежат такие «качества, как трудолюбие, честь, порядочность, стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению»»[5].  Культура  будущего  врача проявляется в честном уважительном и сострадательном отношении  к пациенту и его родственникам. Не менее важно терпеливое и уважительное отношение к своим коллегам, требовательное и  уважительное отношение к медицинскому персоналу, недопустима грубость, повышенный тон. Составной частью внешней культуры является и культура речи врача. Когда речь идет о культуре, необходимо помнить и о культуре здоровья, иными словами будущий врач  должен быть проводником и пропагандистом здорового  образа жизни. Выпускник КазНМУ должен является носителем высочайшей этики и профессионализма, интеллигентности и интеллектуальности, эстетической и физической культуры. Всему этому студенты обучаются непосредственно в стационарах: на занятиях и при прохождении производственной практики.

Врач должен обладать такими лидерскими качествами как уверенность в себе, инициативность, умение создать команду, коммуникабельность, справедливость, креативность. С целью воспитания вышеуказанных качеств университете создан клуб будущих лидеров Тор-100KazNMU, Дебатные клубы,  Центр коммуникативных навыков. Планируются проведение тренингов по лидерству.

Воспитательная деятельность – это одна из важнейших составляющих процесса формирования высококвалифицированного специалиста в любой области. При этом студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества. В общественном развитии Казахстана возрастает активность студенческой молодёжи. Прежде всего она выражается в развитии студенческого движения[6]. Целью является формирование активной жизненной позиции студентов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, улучшение профессиональной подготовки, способности к самоорганизации и саморазвитию, подготовка студентов к компетентному и ответственному участию в жизни общества. В этом направлении работает Студенческое Правительство Университета (СПУ) – деятельность которого направлена   на обеспечение прав студентов  и реализацию  молодежной политики,  принципов корпоративного управления и корпоративной этики. В университете «студент», ключевое звено, наши студенты принимают  участие в принятия решений во всех сферах деятельности касающихся студентов. С начала нового учебного года планируется введение должности «студенческого декана».

Для поддержания здоровья студентов, а так же развития их  талантов,  в университете созданы все условия для занятия спортом, и реализации творческого потенциала. В университете есть спортивный зал где  функционируют различные секции. Создан университетский театр «Concordia» где работают различные  творческие кружки: ансамбль казахских народных инструментов «Дала сазы», хор, вокально-инструментальный ансамбль «Сырттан», СТЭМ, танцевальный ансамбль и др.

С целью адаптации вчерашних школьников к студенческой среде и к жизни в мегаполисе, возникла острая необходимость в организации деятельности кураторов новой фармаций -тьюторов. В классическом понимании  тьютор – это лицо, помогающее обучающимся осваивать изучаемую с преподавателем дисциплину. В нашей ситуации тьютор призван сопровождать не только индивидуальную образовательную программу студента, но и помогает социальной адаптации студента и способствует его личностному росту.При этом труд  тьютора, в отличии от прежней кураторской службы стал оплачиваемым. Нынешний, все же небольшой опыт показывает, что студенты обучающиеся с тьюторским сопровождением, быстрее адаптируются к постоянно меняющимся условиям жизни, с первого курса демонстрируют стабильные результаты обучения, творческий подходят  к практической и научно-исследовательской деятельности, а также активно участвуют в жизни вуза. В текущем учебном году тьюторство введено на 1 и 2 курсах, с нового учебного года будет введено на 3 курсе, на старших курсах, учитывая специфику вуза и то, что студенты в основном находятся на клинических базах планируется наставничество. Разработано и утверждено «Положение о тьюторстве», разработана план программа ее реализаций. Также,  мы планируем создание «Школы тьюторов». Предусмотренно,  введение единой  унифицированной формы дневника тьютора,  портфолио студента. Основной задачей также остается:

  • повышение  корпоративного духа студентов, чувство гордости за принадлежность к студенческому сообществу КазНМУ;
  • формирование  у студентов  негативное отношение к коррупции, активной гражданской  позиций;
  • формирование  научного мировоззрения о здоровом образе жизни и привитие  ее студентам;
  • формирование  межнационального и межконфессионального общения;
  • расширение деятельности студенческого самоуправления– активное использование его возможностей в системе воспитательной и социальной работы;
  • развивать волонтерское движение;

Таким образом, воспитательная деятельность в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, находится на пути преобразований,  решения поставленных задач, достижения  чётко намеченных  целей – выпускника КазНМУ – будущего врача: сочетающего в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории, культуре  и традициям Университета.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Аканов А.А.,Мирзабеков О.М., Ахметов В.И. с соав. Болонский процесс – путь КазНМУ в общеевропейское образовательное пространство. – Алматы: 2010.

2       Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства.

3       Модель медицинского образования КазНМУ. – 2010.

4       Повышение качества воспитания в вузе. Л.И. Столярчук,  доктор педагогических наук, профессор. Волгоградский государственный  педагогический университет – www.t21.rgups.ru /archive /doc2008/1/12.doc.

5       Казахстанская правда, 20.03.2013г. //Уникальная часть педагогики. Н.Аршабеков.

6       Концепция государственной молодежной политики до 2020 года. Республика Казахстан.

 

 

 

К.А.ТУЛЕБАЕВ, Л.С. ШЫНГЫСБАЕВ,  М.Т.СУЛТАНОВА

ҚАЗҰМУ СТУДЕНТТЕРІНІҢ ЖЕКЕ ӨСУ ҮЛГІСІ: ТӘЖІРИБЕСІ ЖӘНЕ КЕЛЕШЕГІНІҢ ДАМУЫ.

Түйін: Бұл мақалада құзіреттілік-бағдарлы оқу жүйесі бойынша тәрбие процесіне байланысты жаңа тәсілдемелер көрсетілген.

Мақалада студенттің жеке тұлғалық қабілетін арттыру үшін оқу орынның белсенді қатысуы жайлы сөз етіледі. Және де тәрбие беру барысы жалпы оқу процесінде біріктірілуі тиіс екені айтылады. Мақала болашақ дәрігер маманы жоғары мәдениетті,қалыптасқан жеке тұлға ретінде  қарастырылады.

Түйінді сөздер: тәртіп,  үлгі, адамгершілік, патриоттық сезім.

 

 

 

K.A.TULEBAEV,  L.S.SHYNGYSBAYEV,  M.S.SULTANOVA

MODEL OF PERSONAL GROWTH OF STUDENT KAZNMU: EXPERIENCE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Resume:In article new approaches in educational process in the light of the competence-based focused training are reflected.

In it it is spoken about active participation of higher education institution in process of formation of the identity of the student. Education has to be integrated into the general process of training. It is a question of formation of the identity of future specialist doctor by possessing high general and professional culture having prospects are designated.

Keywords: education, model, humanity, patriotism.

News

All


Video


Gallery

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Useful databases

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


About the journal

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Indexed by

Asfendiyarov Kazakh National Medical University

© 2021 KazNMU