19 Sep 2012
Тойгомбаева В.С., Калюжный С.И., Токтогулова Н.А.
Кыргызско – Российский Славянский Университет
Резюме В статье приводятся данные использования компьютерных технологий и инновационных методов обучения в учебном процессе на теоретических и клинических кафедрах КРСУ. Рассматриваются вопросы влияния инновационных методов обучения на формирование у студентов профессиональных и практических навыков будущего специалиста, а также сравниваются традиционные и компьютерные методы обучения в сфере высшего медицинского образования.
Ключевые слова компьютерные технологии, инновационные методы, учебный процесс
Түйін Мақалада ҚРСУ клиникалық және теориялық кафедраларында оқу құраудағы инновациялық оқу әдістерінің әсер етуі қаралады, сонымен қатар жоғары медициналық білім беру саласында дәстүрлі және компьютерлік оқу үдерісінде компьютерлік технологиялар және инновациялық әдістерді қолдану мәліметтері келтіріледі. Студенттерде кәсіби және практикалық дағдылар болашақ маман әдістері салыстырылды.
Түйіді сөздер компьютерлік технологиялар, инновациялық әдістер, оқу үдерісі.
В настоящее время подготовка специалистов медицинских учреждений должна вестись с применением современных информационных технологий. У будущего врача необходимо сформировать постоянную готовность к самостоятельному пополнению знаний в процессе до дипломного и в пост дипломного образования.
В современных условиях эффективность работы специалистов здравоохранения всех категорий и уровней практически невозможна без владений специальными навыками и умениями обработки информации с помощью информационных технологий, локальных и глобальных вычислительных сетей. Использование компьютеров и современных средств связи позволяет внедрить принципиально новые методы медицинского обслуживания населения и управления отраслью. Это в свою очередь способствует повышению качества жизни и стратегического ресурса общества
Особенностью обучения в высшем медицинском учебном заведении является необходимость запоминать большие объемы информации: разнообразные средства диагностики, лечения и реабилитации пациентов, справочные данные, перечень фармацевтических препаратов, которые хранятся в соответствующих электронных базах данных. Кроме того, владение компьютерными технологиями дает возможность специалисту постоянно быть в курсе новейших достижений медицинской науки. Исходя из этого, обучение студентов медицинских ВУЗов необходимо проводить с использованием в учебном процессе информационных технологий. Они формируют у студентов самостоятельность, развитие умений и навыков добывать новые знания в сфере своей профессиональной деятельности.
Формирование функциональной компьютерной грамотности у студентов КРСУ начинается с первых курсов. На кафедре математики и информатики им прививают навыки общения с компьютерной технологией. У студентов пробуждается интерес, генерируются новые навыки восприятия учебного материала. Преподаватели кафедр клинических и теоретических дисциплин внедрили в учебный процесс модульно рейтинговую систему и современные инновационные технологии обучения студентов. Преподаватели кафедр теоретических дисциплин используют самые передовые приемы обучения: семинары, конференции, ролевые и деловые игры. Это позволяет, максимально приблизить процесс обучения к их будущей практической деятельности.
Студенты на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии и эпидемиологии осваивают различные компьютерные программы для проведения эпидемиологического анализа проблемных нозологических форм заболеваемости, регистрируемых в республике. Студентов обучают методам поиска качественной информации по Интернету в отношении выбранного для анализа инфекционного заболевания. Эпидемиологический анализ заболеваемости проводится на основе доказательной медицины. Путем математического моделирования они выявляют региональные особенности многолетней, годовой динамики заболеваемости, определяют социальную, медицинскую и экономическую значимость основных нозологических форм. Анализируя данные заболеваемости по эпидемиологическим признакам, определяют факторы риска, прогнозируют заболеваемость, и предлагают противоэпидемические и профилактические мероприятия по стабилизации или снижению уровня заболеваемости, а также обучаются составлению презентаций с последующим их представлением студенческой аудитории. Все эти процессы выполняются с помощью компьютеров. Студент приобретает практические навыки анализа необходимые будущему специалисту.
По курсу микробиологии и иммунологии в конце учебного года проводится итоговая олимпиада, которая позволяет глубже изучить разделы микробиологии. В олимпиаде участвуют все студенты, получившие проходной балл по модульно-рейтинговой системе. Олимпиада проводится в три тура. Первый тур теоретический: студенты отвечают на вопросы тестовых заданий. Прошедшие первый тур переходят к сдаче практического раздела олимпиады. В этом разделе студенты получают различные ситуационные задачи и описывают полученные препараты. Успешно сдавшие практическую часть олимпиады допускаются к творческому ее разделу. В этом разделе участник получает, какой либо орган и должен описать его функцию в виде рисунка, деловой игры или стихотворения и т.д. Участники олимпиады успешно прошедшие все три тура освобождаются от экзаменов. Проведение таких олимпиад в нетрадиционной игровой форме с одной стороны позволяет раскрыться многогранным способностям и талантам студентов, а с другой стороны повышает качество подготовки студентов, глубже изучить разделы иммунологии и микробиологии.
Применительно к клиническим специальностям необходимо отметить, что практически каждый специалист, окончивший обучение всегда стоит перед непреодолимой стеной практического общения с пациентом. Здесь молодых специалистов вгоняет в ступор слабые практические умения, навыки, компетенции, а порой и их полное отсутствие. Главная проблема профессиональной подготовки образованного врача – отсутствие всей полноты общения студентов с больными и обработка – шлифовка студентами именно профессиональной компетентности и своих практических навыков. В определенной мере этому способствует общепринятая система тестовой оценки качества профессиональных знаний, но не умений. Уже в самом задании стандартных тестов исключен всякий элемент практических компетенций и навыков студентов. Анализируя положение учебно-методических директивных академических материалов, мы «раскопали» необъятные «месторождения» повышения качества профессионального, клинического образования, а именно в самостоятельной работе студентов и тренингов (аутотренингов) и оценку качества практических навыков студентов посредством разработки нами нового принципа тестирования. Главное в этих тестах – это возможность студента самостоятельно выявлять (быть компетентным) те или иные симптомы и затем использовать результаты своих находок в теоретическом продвижении клинического диагноза. В качестве новой технологии и основного инструмента проведения тестирования служат обязательное использование компьютерных оригинальных разработок тестовых заданий. Это прививает студентам навыки общения с компьютерными технологиями, что еще более побуждает в них интерес и генерирование новых вариантов улучшения качества восприятия учебного материала. Нами прослежена взаимовыгодная преемственность системы подготовки студентов, начиная с базисных фундаментальных дисциплин до специализированной подготовки на старших курсах.
С целью внедрения информационных технологий лекции на всех кафедрах переведены на мультимедийное сопровождение. Эти технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой, На кафедрах созданы электронные банки контрольных тестовых заданий для студентов. Каждый студент имеет возможность получить контрольные тестовые задания в электронном виде. Компьютерное оснащение лекций и практических занятий позволяет внедрить новые инновационные методы обучения.По сравнению с традиционной формой обучения инновационная форма является более сложной и требует обширного и глубокого знания и со стороны преподавателя. Это отбор и систематизация учебного материала, планирование и коррекция процесса обучения, индивидуализация обучаемого. Индивидуальным следует считать обучение только то обучение, которое проводится по принципу: один обучаемый – один компьютер. В высшем медицинском учебном заведении компьютер выступает в роли технического средства обучения. Компьютерная техника дает возможность использовать учебный материал в различных формах: в виде тестовых заданий, дополнительного материала (схемы, рисунки, таблицы), отдельных разделов и глав конкретного учебника и т. д.
|
|
|