МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ (2012 — 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД)

26 Dec 2013

УДК 372.3:159-8

 

Ш.К. Батырханов, Т.М. Иманбаева, А.Т. Каримханова, Г.М. Абдуллаева

Кафедра педиатрии и неонатологии Института постдипломного образования

КазНМУ им С.Д. Асфендиярова

 

 

В статье представлены результаты анкетирования слушателейкафедры педиатрии и неонатологии. Выявлена положительная динамика профессионально-квалификационной оценки слушателей курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: слушатель, институт постдипломного образования, анкетирование.

 

 

В 2012-2013 учебном году кафедрой педиатрии и неонатологии ИПО КазНМУ продолжен мониторинг результативности системы повышения квалификации медицинских кадров. Модернизация высшего профессионального образования, проводимая в нашей стране, стала необходимым условием вывода вузовской практики системы подготовки врачей на новый уровень. В высшем профессиональном образовании процесс профессионального образования врачей осуществляется в системе непрерывного медицинского образования, имеющей следующую структуру: классические медицинские вузы и Институты постдипломного образования университетов, в которых сформировалась развитая инфраструктура, высокий профессорско-преподавательский и научный потенциал, а также многолетние традиции подготовки врачей.

Целью исследования является изучение состояния профессиональной компетентности слушателей до и после обучения на курсах, а также оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ.

Материалы и методы.Объектом исследования является процесс повышения квалификации медицинских работников учреждений профессионального здравоохранения.Основные методы исследования:опросные (анкетирование);наблюдение;анализ документов.Характеристика выборочной совокупности: опрос – сплошной.Программой исследования предусмотрено проведение опроса слушателей, обучающихся на курсах повышения квалификации. Для опроса разработана анкета — для проведения анкетирования по результатам обучения.Анкета по результатам обучения содержит вопросы, которые помогают оценить следующие аспекты:удовлетворенность организацией курсов, их содержанием, формой проведения;приращение профессиональных компетенций;оценка введения обучения по блочно-модульному принципу;удовлетворенность содержанием и результативность теоретического блока;результативность технологического блока;оценка качества учебного процесса;самооценка слушателя собственных знаний по некоторым вопросам программыкурсов после обучения;предложения и рекомендации по содержанию образовательной программы и организации условий обучения.

Результаты.Проведено анкетирование в 17 группах слушателей курсов повышения квалификации.Анализ результатов, полученных в процессе анкетирования, выявил следующее. По результатам опроса каждый третий респондент 29 % (в прошлом учебном году30,7%) не удовлетворен собственным уровнем квалификации (ответы: «нет» и «скореенет, чем да»). Если большая часть руководителей медицинских организаций и преподавателей медицинских ВУЗов и колледжейудовлетворенны уровнем собственной профессиональной подготовки, то, что при более глубоком изучении выявилось, наибольшее количество респондентов, неудовлетворенных уровнем своей профессиональной подготовки, это врачи из практического здравоохранения. Данный факт можно объяснить изменениями в учебном процессе, которыесвязаны с внедрением новых требований к сдаче экзаменов на подтверждении и/или защите категории и именно данная категория медицинскихработников остро почувствовала несоответствие уровня своей профподготовки современным требованиям.

 

 

Таблица – Результаты анкетирования слушателей на кафедре педиатрии и неонатологии ИПО КазНМУ в 2012-2013 учебном году, (n=867)

№ п/п Вопросы Ответы слушателей,(%)
  Цель прохождения обучения изменение специальности
32 расширение объема знаний кругозора
76 обновление знаний и навыков
4 государственная программа
  Оцените, пожалуйста, насколько была для Вас полезна данная обучающая программа? 80 очень полезен
20 Полезен
  Бесполезен
  Как Вы планируете применять полученный опыт, знания на практике? 72 уже применяю
24 собираюсь применять
4 буду частично применять
  затрудняюсь ответить
  Удовлетворил ли Вас уровень преподавания на данной цикле обучения? 100 Да
  Нет
  затрудняюсь ответить
  Хотели бы Вы пройти другие обучающие программы данного преподавателя? 100 Да
  Нет
  затрудняюсь ответить
Если да, то почему? Темы?

Слушателями были отмечены темы: по вопросам детской неврологии, пульмонологии и гематологии, ВПР, а также по программе ИВБДВ

  Чем Вам запомнилась обучающая программа? Какой материал (информация, подход, опыт) Вам показались инновационными? 60 Вся программа
32 Постановка ясной цели
24 Поиск обоснованных решений
40 Знание материала
32 Лекционный материал
28 Практические занятия
  Частично что-то запомнилось
  Ничто не запомнилось
  Затрудняюсь ответить
  Определите возможный срок внедрения данной информации в сфере Вашей деятельности? 72 Сразу (до 1 года)
12 В течение 1-2 лет
4 В течение 2-5 лет
8 По мере необходимости
  Затрудняюсь ответить
  Никогда
  Имел ли место языковой барьер для усвоения материала? 12 Да
84 Нет
4 затрудняюсь ответить
  Удовлетворены ли Вы условиями обучения на клинической базе? 100 Да
  Нет
  затрудняюсь ответить
  Достаточно ли Курс использует на занятиях современные технические средства обучения? 100 Да
  Нет
  затрудняюсь ответить
  Насколько применим данный опыт на местном уровне? Что необходимо, чтобы применить данный опыт на местном уровне? 64 Вполне применим
32 Применим при постоянной и регулярной подготовке специалистов
  Частично применим
4 Затрудняюсь ответить
  Какие лекции на Ваш взгляд оказались актуальными и востребованными? 72% слушателей отметили тему: «Актуальные вопросы педиатрии» и «Реанимация новорожденных»
По 64% набрали темы «ИВБДВ» и «Фармакодинамика лекарственных препаратов. Принципы и правила инфузионной терапии»
По 24% — «Пульмонология», «Желтухи новорожденных» и «Болезни крови у детей»
  Повлиял ли на Ваш профессиональный уровень знаний данный цикл обучения 100 Да
  Нет
  затрудняюсь ответить
  Желаете ли Вы продолжить последующее обучение в данной организации? 100 Да
  Нет
  затрудняюсь ответить
  Замечания и предложения Провести повторно данный цикл ПК
Довести регулярность проведения данного цикла 1-2 раза в год
Разбирать клинические случаи на рабочих местах
Слишком большой объем информации за столь короткий срок обучения

 

 

В таблице представлены результаты ответов на вопрос об удовлетворенности уровнем своей профессиональной подготовки по укрупненным группам слушателей: 100% респондентов, участвующих в опросе считают, что необходимо постоянно обновлять знания и учиться для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности. Данное утверждение в совокупности с неудовлетворенностью уровнем квалификации является мощным мотивом дальнейшего саморазвития, которое будет достигаться через различные формы: самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам.

Заключение. Таким образом, опрос позволил выявить положительную динамику профессионально-квалификационных изменений слушателей курсов повышения квалификации.Отход от классического преподавания «с трибуны» и внедрение интерактивных методов обучения, активно вовлекающих слушателей в процесс получения знаний, могут способствовать формированию потребности в самостоятельной работе за рамками времени, отведенного на очную часть обучения. Кроме того, необходимо внедрять идеологию самообучения с использованием различных его форм — от участия в научных конференциях до написания и публикации научных статей. Такой творческий подход к реализации непрерывного последипломного образования стал нормой для наших коллег в странах СНГ. Однако распространение этого опыта невозможно без разработки системы учета времени, затраченного на самоподготовку, которая могла бы стать составной частью процесса непрерывного последипломного образования.

 

 

 

 

 

Ш.К. Батырханов., Т.М. Иманбаева., А.Т. Кәрімханова., Г.М. Aбдуллаева

Педиатрияныңжәненеонатологиясыныңкафедрасы постдипломного білімніңинститутының

КазНМУ С.Д. Асфендиярова

ЖҮЙЕНІҢ КӨТЕРМЕЛЕУЛЕРДІҢ МАРДЫМДЫЛЫҒЫНЫҢ МОНИТОРИНГІ МЕДИЦИНАЛЫҚ КАДРДЫҢ

(2012 — 2013 оқужылы) БІЛІКТІЛІКТЕРІ

 

Түйін: Мақаладапедиатрияныңжәненеонатологияныңкафедрасыныңтыңдаушысының анкетирования нәтижелеріұсын. Салмақтысерпінділік профессионально-квалификационной сарапшылықтыңдаушыбіліктіліктіарттырукурстарымайқында.

Түйіді сөздер: тыңдаушы, постдипломного білімнің институты, анкетирование.

Sh.KBatyrhanov, TM Imanbaeva, AT Karimhanova, GM Abdullayev

Department of Pediatrics and Neonatology of Postgraduate Education Institute

KazNMU after named SD Asfendiyarov

 

PERFORMANCE MONITORING SYSTEM FOR TRAINING OF MEDICAL PERSONNEL

(2012 — 2013 academic year)

 

Resume: In article results of the survey participants of department pediatrics and neonatology.The positive dynamics of skill-assessment of trainees training.

Keywords: student, Institute for Postgraduate Education, questioning.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ